положение_об организации внеурочной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАЧАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА КУРОРТНОГО ПОСЕЛКА ДОМБАЙ»
(МБОУ КГО «СШ кп. Домбай»)

ПРИНЯТО
на заседании Педсовета
Протокол №1 от 31.08.2022

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________/Блимготов А.И.
Приказ №77 от 31.08.2022

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации внеурочнои
деятельности
в условиях реализации ФГОС

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
 Федеральным государственным стандартом начального общего образования,
утверждённого (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования")
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования")
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования
 Уставом МБОУ КГО «СШ кп. Домбай»» (далее – ОУ).
1.2. Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность
обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в ОУ
(далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.
1.3. Внеурочная деятельность – часть учебного плана. Учебный план является компонентом
основной образовательной программы ОУ. Учебный план определяет введение в действие и
реализацию требований Стандарта, определяет общий объём учебной нагрузки, объём
максимальной аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей,
направления внеурочной деятельности.
1.4. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет 10 недельных часов на
одного обучающегося и не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы
1.5. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся
и родителей (законных представителей).
1.6. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным
учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования,
культуры, спорта.
1.7. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать разнообразные
формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные
занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные
общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д.).
1.8. При организации внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение может
реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельности и в каникулярное время.

2

2. Цель и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения
ожидаемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной
программой ОУ.
2.2. Занятия внеурочной деятельности способствуют приобретению образовательных
результатов,
направленных
на
формирование
первичных
представлений
о
гражданственности и патриотизме, формирование нравственных чувств и этического
сознания, формирование творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ценностного отношения к
природе, окружающей среде, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях.
2.3. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие
детей.

3. Направления, формы и виды организации внеурочной
деятельности
3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной
образовательной программой ОУ. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен
обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной
образовательной программой ОУ.
3.2. ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной деятельности по
следующим направлениям, видам и формам.
3.2.1. По направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное;
3.2.2. По видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность
(досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество,
социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность);
техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивнооздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и др.;
3.2.3. В формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, викторины, конкурсы, проекты,
соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во
взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и др.
3.3. Образовательная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в
школе.
Внеурочная деятельность может быть:
 учебной – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение
теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;
 внеучебной – направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих
способностей школьников во внеучебное время.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы начального общего и основного общего образования определяет
общеобразовательное учреждение.
3.4. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений
и форм внеурочной деятельности.
3.5. План внеурочной деятельности для класса или параллели определяется в конце учебного
года.
3.6.. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный
год обучающимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.
3.7. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности
предлагается на первом родительском собрании после формирования классов.
3.8. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.

3

3.9. Внеурочная деятельность в ОУ реализуется в рамках работы группы продленного дня
для учащихся начальной школы.
Модель режима внеурочной деятельности начального общего образования выглядит
следующим образом.
урочная деятельность
(от 4 до 5 уроков в зависимости от расписания уроков на определенной параллели)

перерыв
(при организации работы групп продленного дня – не менее 1 часа)

внеурочная деятельность
(от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества часов внеурочной деятельности и
необходимости разгрузки последующих учебных дней)
После окончания занятий внеурочной деятельности может быть продолжена
организация работы групп продленного дня. Группы продленного дня комплектуются из
обучающихся одного класса.
Модель режима внеурочной деятельности для основного общего образования

Урочная деятельность
(от 5 до 6 уроков в зависимости от расписания уроков)
Перерыв
не менее 45 минут согласно СанПиН 2.4.2.28213-10
Внеурочная деятельность
(от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества внеурочной деятельности и
необходимости разгрузки последующих учебных дней)

4. Организация внеурочной деятельности
4.1. ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает:
 - План внеурочной деятельности;
 - Режим внеурочной деятельности;
 - Рабочие программы курсов внеурочной деятельности;
 - Расписание занятий.
4.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:
комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным
видам внеурочной деятельности; индивидуальные и др.
 Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от
воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных
видах внеурочной деятельности.
 Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных
результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности
различных видов внеурочной деятельности.
 Образовательные
программы,
ориентированные
на
достижение
результатов
определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут
иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы —
второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.).
 Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая,
познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
 Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями:
для младших школьников и др.
 Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для детей с
неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
4.3. Требования к структуре программы

4

4.3.1. Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные
разделы:
 титульный лист,
 пояснительную записку,
 планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности,
 содержание программы (курса),
 учебно-тематический план,
 список литературы.
4.3.2. Требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы
внеурочной деятельности.
 На титульном листе программы внеурочной деятельности указывается: наименование
образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название
программы; направление внеурочной деятельности; Ф.И.О., должность, автора (авторов)
программы; название города, в котором реализуется программа; год разработки
программы внеурочной деятельности.
 В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности следует раскрыть: цели и
задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной
деятельности; соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и
задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном
учреждении; связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и
внеучебной деятельности); особенности реализации программы: форма, режим и место
проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в учебном плане
 Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности представляет собой: описание требований к знаниям и умениям, которые
должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; перечисление
качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий
данным видом деятельности; описание формы учета знаний, умений; системы
контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых
результатов освоения программы; описание формы подведения итогов.
Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает
основная образовательная программа образовательного учреждения.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
универсальными учебными действиями - познавательными, личностными, регулятивными,
коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программы внеурочной
деятельности овладеют обучающиеся в ходе ее реализации
 Содержание программы раскрывается через краткое описание тем программы
(теоретических и практических видов занятий).
 Учебно-тематический план программы целесообразно представлять в виде таблицы,
которая содержит: перечень разделов, тем программы внеурочной деятельности по годам
обучения; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические
виды занятий.
 Список литературы может быть представлен в двух частях: список литературы для
учителя и список литературы для обучающихся. В каждой части целесообразно выделить
основную и дополнительную литературу. Литература оформляется в соответствии с
ГОСТом.
4.4. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы определяет ОУ.
4.5. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями школы, педагогами
учреждений дополнительного образования, педагогами структурных подразделений
образовательного учреждения.

5

5. Организация управления
5.1. Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы,
по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной
деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система
оценивания обучающихся.
5. 2. Требования к организации внеурочной деятельности.
5.2.1. Образовательное учреждение может реализовывать внеурочную деятельность по
программам, разработанным в соответствии с требованиями ФГОС и основными
концептуальными положениями УМК и по программам, разработанными образовательными
учреждениями.
5.2.2. Оптимальный объём программы внеурочной деятельности составляет 33 – 66 часов в 1
классе, 34-68 часов во 2-4 классах, наполняемость групп не менее 10 человек. Если
проведение занятий связано с техническими средствами обучения или формирование групп
зависит от индивидуальных речевых или психических особенностей обучающихся,
допускается формирование групп с наполняемостью менее 10 человек
5.2.3. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 35 мин. в 1 классе,
45 мин. во 2-9классах.
5.2.4. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ,
имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального
удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее
дифференциации и индивидуализации.
5.2.5. Планируемые результаты служат ориентировочной основой для проведения
неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфеля достижений
обучающегося в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
5.2.6. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной
деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.
5.2.7. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения
результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать
логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
5.3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической
целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей
(законных представителей).
5.4 Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации
внеурочной деятельности.
5.4.1. При организации внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного
образования, культуры, спорта заключается договор о реализации внеурочной деятельности
младших школьников.
5.4.2. Механизмы интеграции: разработка и осуществление совместных программ и
проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
кооперация
ресурсов
и
обмен
ресурсами
(интеллектуальными,
кадровыми,
информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг
(консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов,
обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
5.5. Классификация результатов внеурочной деятельности:
5.5.1. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
5.5.2.Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

6

5.5.3. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы,
где не обязательно положительный настрой.
5.6. Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности
5.6.1. Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение
следующих процедур:
 обсуждение программ на МО,
 внутреннее
рецензирование, если программа не выпущена официальными
издательствами, определёнными МО и науки РФ и не рекомендованы Департаментом
образования и науки КО,
 согласование с заместителем директора по УВР,
 утверждение директором школы,
 внешнее рецензирование, если программа авторская.
5.6.2. В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата,
мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы.
5.7. Зачисление учащихся в группы производится на основании заявления родителей
(законных представителей) (Приложение1). Для обучающихся, посещающих занятия в
отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях
дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др.
организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается.
Учет посещения занятий в организациях дополнительного образования, спортивных
школах, музыкальных школах и др. организациях осуществляется на основании справок
указанных организаций, предоставленных родителями (законными представителями)
обучающихся, которые прилагаются к карточке учета внеучебной деятельности
обучающегося (Приложение 2.)
5.8. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным
руководителем в Журнале внеурочной деятельности. Классный руководитель несет
ответственность за своевременное заполнение и ведение Журнала внеурочной деятельности.
5.8.1. Журнал внеурочной деятельности должен содержать следующую информацию: дата
проведения занятия. ФИО обучающихся, содержание и форма проведения занятия, ФИО
учителя (педагога).
5.8.2. Содержание занятий в Журнале должно соответствовать содержанию программы
внеурочной деятельности.
5.8.3. Записи о проведенном занятии в Журнале делает педагог, на которого возложено
проведения занятий.
5.8.4. Заместитель директора по УВР проверяет Журнал внеурочной деятельности не реже 1
раза в месяц.
5.9. Расписание внеурочной деятельности составляется в начале учебного года
администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления
наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается
директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с
согласия администрации школы и оформляется документально.

6. Финансирование внеурочной деятельности
6.1. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы
в соответствии с ФГОС обеспечивают реализацию образовательной программы, в том числе
в части внеурочной деятельности.
6.2. При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг
образовательной организацией в соответствии с ФГОС в норматив включены затраты
рабочего времени педагогических работников образовательной организации на внеурочную
деятельность.

7

6.3. Фонд оплаты труда педагогических работников образовательной организации
на внеурочную деятельность формируется из учета финансирования, установленного
технологическим регламентом на оказание государственной услуги по реализации
образовательной программы начального общего и основного общего образования
в соответствии с ФГОС.
6.4. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, при
тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по
основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия
внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника.
6.5. Стимулирование внеурочной деятельности .
Для стимулирования работы педагогов и иных сотрудников и обучающихся по организации
внеурочной деятельности предусмотрено:
- моральное стимулирование (награждение дипломами, грамотами, свидетельствами и
сертификатами участника победителей и участников мероприятий);
- материальное стимулирование: (установление надбавок, доплат к заработной плате или
премий педагогам и сотрудникам школы из средств стимулирующей части ФОТ в
зависимости от качественных и количественных показателей работы).

8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Директору
МКОУ КГО «СШ кп. Домбай»
_________________________
________________________________,
ФИО родителя (законного представителя)

проживающего по адресу:
___________________________________
контактн. телефон:__________________

заявление.
Прошу зачислить моего ребенка
_________________________________________________________ ____ _________200__г.р.,
ФИО ребенка, дата рождения

учащегося ______ класса на занятия внеурочной деятельностью на 201__/201___уч.г. в
следующие группы:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Медицинские противопоказания для участия в кружках спортивного направления ребенок не
имеет (имеет).
____ сентября 201____г.

_______________(____________)

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерная форма карточки учета внеучебной деятельности обучающегося
___________________________________
(ФИО обучающегося)

1. Занятия внеурочной деятельности.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
…

Наименование курсов внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

Итого:
2. Занятия в системе дополнительного образования.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
…

Наименование занятий

Количество часов в неделю

Итого:
3. Расписание занятости во внеучебной деятельности.
время

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Приложение:*

* Приложением к карточке учета внеучебной деятельности обучающегося являются справки организаций
дополнительного образования, предоставленных родителями (законными представителями) обучающихся

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87879) 5-83-76

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».