МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАЧАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА КУРОРТНОГО ПОСЕЛКА ДОМБАЙ»
(МБОУ КГО «СШ кп. Домбай»)
ПРИНЯТО
на заседании Педсовета
Протокол №1 от 31.08.2022
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________/Блимготов А.И.
Приказ №77 от 31.08.2022
ПОЛОЖЕНИЕ
«О языке обучения и языках изучения»
1. Общие положения
1.1. Положение определяет язык образования МБОУ КГО «СШ кп. Домбай» (далее –
ОУ), реализующего свою образовательную деятельность по программам начального общего,
основного общего образования и среднего образования.
1.2. Положение составлено в соответствии с
Конституцией РФ,
закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
закона РФ от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации»,
закона РФ от 25.10.1991 №1807-I «О языках народов Российской Федерации»,
(редакция от 12.03.2014),
Законом Карачаево-Черкесской Республики от 14.06.1996 N 104-XXII "О
языках народов Карачаево-Черкесской Республики",
Законом КЧР «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории
Карачаево-Черкесской республики» от 06.12.2013 №72-РЗ,
на основании письма Министерства образования и науки РФ «О реализации
прав граждан на получение образования на родном языке» от 09.10.2017
№ТС 945/08, во исполнение Перечня поручений президента РФ от 04 июля
2015 г. Пр. №1310 п.З, подпункт «а»,
Уставом ОУ.
1.3. В Российской Федерации гарантируется получение образования на
государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания
в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
1.3.1. В государственных и муниципальных образовательных организациях,
расположенных на территории Российской Федерации, может вводиться преподавание и
изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством
республик РФ.
1.3.2. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с
образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании
и данным положением.
1.4. Преподавание и изучение иностранного языка или языка из числа языков народов
Российской Федерации не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению
государственного языка Российской Федерации.
2. Язык образования в ОУ.
2.1. В ОУ образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
(русском языке) Российской Федерации.
2.2. Преподавание и изучение государственного языка РФ в рамках имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
регулируется
государственными образовательными стандартами, а также региональным Базисным
учебным планом (БУП), составленным на основе федерального Базисного плана.
2.3. В образовательном процессе обучение русскому языку проводится по учебникам,
которые утверждены и рекомендованы или допущены Министерством образования и науки
Российской Федерации.
3. Обучение на родных языках.
3.1. Обучение на родных языках обеспечивается созданием классов или групп, а также
созданием условий для их функционирования в пределах возможностей, предоставляемых
системой образования.
3.2. В ОУ изучение родных языков осуществляется группой учащихся класса
начального общего и основного общего образования согласно БУП, обучающимися среднего
общего образования в соответствии с учебным планом за счет часов, формируемой
участниками образовательного процесса, по письменному заявлению родителей (законных
представителей) обучающихся в соответствии с «Порядком выбора языка изучения» ОУ.
3.3. Предельно допустимая аудиторная нагрузка определяется Санитарно
эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.
4. Обучение иностранным языкам.
4.1. Обучение иностранным языкам в школе осуществляется в рамках имеющих
государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными
стандартами, так и в качестве дополнительных курсов.
4.2. Родители учащихся (их законные представители) имеют право выбора
иностранного языка, образовательной программы его освоения, дополнительных курсов
изучения иностранных языков и их форм с учетом возможностей учреждения, практического
уровня подготовки ребенка и фактора преемственного обучения.
Изучение иностранного языка в качестве обязательного предмета начинается со 2
класса.
4.3. Обучение иностранным языкам в последующих классах (уровнях образования)
осуществляется в соответствии с требованиями образовательных программ с учетом фактора
преемственности обучения.
4.4. Изучение иностранного языка в школе производится в рамках имеющих
государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами и направлено на
достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее
составляющих, а именно:
речевой компетенции;
языковой компетенции; освоения знаний о языковых явлениях изучаемого
языка, разных
способах выражения мысли на русском и иностранном языках;
социокультурной/межкультурной компетенции — приобщении к культуре,
традициям,
реалиям стран/страны изучаемого языка;
формировании умения представлять свою страну, ее культуру в условиях
межкультурного общения;
компенсаторной компетенции;
учебно-познавательной компетенции; ознакомлении с доступными учащимся
способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий;
развития личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала
иностранного языка:
формирования у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения
ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в
поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания
важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и
познания в современном мире;
формирования общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности; воспитания качеств гражданина, патриота;
развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между
людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
лучшее осознание своей собственной культуры;
развития стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка;
осознания необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования
общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения
необходимости отказа от вредных привычек.
4.5. Формирование групп и перевод учащихся в соответствующие группы изучения
иностранных языков осуществляется приказом директора школы.
4.6. Для учащихся, изучавших ранее иностранный язык, отличный от преподаваемых
в школе, или не изучавших его по ряду причин совсем, при наличии условий может
создаваться предметный кружок «Иностранный язык для начинающих».
4.7. Промежуточная аттестация учащихся, перешедших в течение учебного года в
другие группы иностранного языка, производится по результатам обучения в группе.
4.8. При наличии условий, педагогических кадров и желанию родителей (законных
представителей) в школе может быть организовано изучение второго языка.
5. Заключительные положения
5.1. Изменения в настоящее Положение могут вноситься в соответствии с
действующим законодательством и Уставом ОУ
5.2. Данное положение вступает в силу с момента его принятия.
5.3. Срок действия данного положения не ограничен.