МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАЧАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА КУРОРТНОГО ПОСЕЛКА ДОМБАЙ»
(МБОУ КГО «СШ кп. Домбай»)
ПРИНЯТО
на заседании Педсовета
Протокол №1 от 31.08.2022
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________/Блимготов А.И.
Приказ №77 от 31.08.2022
ПОЛОЖЕНИЕ
о психологическои службе
ПОЛОЖЕНИЕ о психологической службе
1. Общие положения
1.1. Психологическая служба (далее по тексту – Служба) – структурное подразделение
для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
1.2. Под службой понимается организационная структура, в состав которой входят
педагоги-психологи для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
1.3. Деятельность психологической службы ориентирована как на обучающихся, так и
на административных и педагогических работников, их психологическую поддержку и
обеспечение их психологического здоровья.
1.4. Сотрудники Службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами
родителей, учащихся, администрации, педагогов, настоящим Положением.
1.4. В своей деятельности Служба руководствуется Законом Российской Федерации «Об
образовании», международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Уставом
школы, настоящим Положением и другими нормативными документами, регламентирующими
ее деятельность.
2. Цель и основные задачи
2.1. Целью Службы является:
создание социально-психологических условий для успешного обучения и
психологического развития обучающегося с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей
каждого,
с
целью
достижения
максимально
возможной
самостоятельности и развития качеств личности, необходимых для успешной
социальной адаптации и интеграции в обществе.
организация
психолого-педагогического
взаимодействия
всех
структур
образовательного процесса, с целью оказание содействия ребенку в решении актуальных
задач развития, обучения, социализации, преодолении трудностей в обучении,
нарушении эмоционально – волевой сферы, проблем взаимодействия со сверстниками,
родителями, педагогами.
2.2. Основные задачи Службы:
психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении,
выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств
их разрешения;
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося и
динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников
на каждом возрастном этапе развития;
психологическое обеспечение адаптированных образовательных программ с целью
адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным
возможностям и особенностям обучающихся (АОП, СИПР);
организация взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, с целью
изучения индивидуальных особенностей учащегося и определения индивидуального
образовательного и воспитательного маршрута;
содействие в приобретении обучающимися образовательного учреждения знаний,
умений, навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;
повышение
социально-психологической
компетентности
всех
участников
образовательного процесса, с целью обеспечения психологически грамотного подхода к
воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, а также профилактика
«профессионального выгорания» в педагогической среде;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического
климата в образовательном учреждении;
2
оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям,
педагогическому коллективу в профилактике и преодолении отклонений в развитии и
воспитании учащихся;
3. Основные направления деятельности
3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера
образовательной среды.
Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия
образовательной среды, на развитие личности обучающегося, формирование социальнопсихологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Данное направление деятельности включает в себя:
социально-психологический
мониторинг,
позволяющий
администрации,
педагогическому коллективу осуществить анализ воздействия традиционных и
инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество
обучения и личностные изменения обучающихся;
социально-психологическое
проектирование,
разработка
системы
социальнопедагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения,
воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.
Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических
проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных
ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и
интеллектуальных особенностей.
Данное направление деятельности включает в себя:
психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на
формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей),
педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития
и для решения профессиональных задач;
психологическую профилактику - система мероприятий, направленных на выявление
и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка
конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям
(законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и
развития;
психологическую диагностику - психолого-педагогическое изучение обучающихся на
протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и
возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении,
развитии, социальной адаптации. Также осуществляется с педагогами с целью
оптимизации учебно-воспитательного процесса;
психологическое консультирование оказание помощи обучающимся и их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам и другим участниках
образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения;
психологическую коррекцию и развитие - активное психологическое воздействие,
направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом
и личностном развитии обучающихся;
профессиональную ориентацию – психологическое обеспечение профессионального
самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их
интеллектуально – личностных возможностей, мотивационной направленности и
социально – экономической ситуации на рынке труда.
3
4. Организационная структура
4.1. В состав Службы входят педагоги-психологи учреждения, которые по
административной линии подчиняются непосредственно директору образовательного
учреждения.
4.2. Служба работает по утвержденному директором образовательного учреждения
плану и отчитывается за его выполнение.
4.3. В непосредственном распоряжении Службы находятся закрепленные помещения с
мебелью, оборудованием и набором психологического инструментария.
4.4. Силами Службы организуется вся текущая методическая работа: программы
тренингов и занятий, семинары, дискуссии, круглые столы, выступления специалистов и т.д.
4.5. Служба в рамках своей компетенции взаимодействует с подразделениями и
органами управления школы.
4.6. Служба может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной,
научной, информационной и материально – технической базой школы.
5. Права и обязанности
Педагог – психолог Службы обязан:
5.1.1. Руководствоваться в профессиональной деятельности Законом об образовании,
правительственными и нормативными документами, Уставом школы, настоящим Положением.
5.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции и служебных обязанностей.
5.1.3. Знать новейшие достижения психологической пауки в целом, в том числе,
социальной, педагогической, возрастной и практической психологии. Применять научно
обоснованные методы психодиагностики, развивающей, коррекционной работы. Постоянно
повышать свою профессиональную квалификацию.
5.1.4. В процессе психологической работы устанавливать и поддерживать доверительные
отношения с ребёнком, не допускать предвзятого отношения к нему.
5.1.5. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в
результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними может
нанести ущерб ребёнку или его окружению, а также в тех случаях, когда были даны гарантии
анонимности результатов исследования и не возникает ситуация угрозы жизни и здоровью
ребенка, При передаче сведений психологического характера руководствоваться интересами
ребенка.
5.1.6.
Передавать
результаты
проведённого
исследования
пользователям
(администрации, педагогам, родителям (законным представителям), специалистам учреждения)
в доступной и понятной для них форме.
Предварительно достигать соглашения о корректном использовании сведений
психологического характера, об исключении преднамеренного или случайного сообщения
ребёнку результатов обследования, которые могут его травмировать.
5.1.7. Информировать администрацию и педагогический коллектив о задачах,
содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 5.1.5.
данного раздела Положения о школьной психологической службе.
5.1.8. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать
родителей в необходимости обратиться в медицинские и другие учреждения.
5.1.9. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом
учреждения, профильными специалистами (логопед, дефектолог и т.д.).
5.1.10. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и
педагогическому коллективу образовательного учреждения в решении основных проблем,
связанных с преодолением отклонений в обучении, развитии и воспитании обучающихся, а
также с обеспечением индивидуального подхода к ним.
4
5.1.11. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных
программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных
особенностей обучающихся.
5.1.12. Оказывать помощь родителям (законным представителям) обучающихся в
решении проблем обучения и воспитания.
5.1.13. Участвовать в работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
образовательного учреждения.
5.1.14. Участвовать в работе педагогического совета, ПСПк и Совета по профилактике и
предупреждению правонарушений.
5.1.15. Вести документацию по установленной форме и предоставлять отчетность в
определенные сроки.
Педагог-психолог Службы имеет право:
5.2.1. Выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями (законными
представителями), педагогическими и другими работниками образовательного учреждения,
устанавливать
очерёдность
проведения
различных
видов
работ,
выделять
приоритетные направления работы на определённый период.
5.2.2. Выходить к руководству образовательного учреждения по вопросам
создания условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы.
5.2.3. Иметь доступ к документации по организации учебно-воспитательного процесса,
личным делам обучающихся, педагогов при выполнении экспертных, консультативных и
посреднических функций.
5.2.4. Принимать участие в обсуждениях и предлагать возможные решения по вопросам
учебной деятельности и поведения учащихся, комплектования групп и классов.
5.2.5. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в том случае, когда
они не согласуются с Законом об образовании, Конвенцией прав ребенка, этическими
принципами педагога-психолога.
5.2.6. Принимать участие в работе методических объединений.
5.2.7. Посещать уроки, занятия, внеклассные мероприятия, с целью проведения
наблюдений для осуществления эффективной психопрофилактической, психокоррекционной и
консультативной работы.
5.2.8. Повышать свой квалификационный уровень.
5.2.9. Иметь учебную и дополнительную нагрузку в соответствии с образованием и
квалификацией.
5.2.10. Выступать с обобщением опыта работы в научных и научно – популярных
журналах и газетах.
5.2.11. Обращаться, в случае необходимости, через руководство образовательного
учреждения с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с
помощью учащимся.
5.2.12. Обращаться за консультативной помощью, связанной с профессиональной
деятельностью в Психолого-медико-социальные центры.
5.2.13. Аттестоваться с учётом оценки его работы.
Педагог-психолог Службы несёт персональную ответственность:
за правильность психологического диагноза, адекватность используемых
диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;
за достоверность психологической информации, сохранение протоколов
официальных обследований, ведение обязательной документации педагога-психолога.
Обязательной документацией педагога-психолога Службы являются:
Организационно – методическая
план работы на учебный год;
журнал учета рабочего времени;
5
график работы на неделю;
программы коррекционно-развивающих занятий;
аналитический отчет о проделанной работе за учебный год.
Специальная
психологическая карта ребенка;
психологические заключения;
протоколы обследования;
заключения по результатам обследования.
Психолого-медико-социальный портрет обучающегося;
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно:
заключения по результатам обследования, психологические карты и протоколы обследования.
Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения
(закрытом шкафу) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов
системы образования.
6