МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАЧАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА КУРОРТНОГО ПОСЕЛКА ДОМБАЙ»
(МБОУ КГО «СШ кп. Домбай»)
ПРИНЯТО
на заседании Педсовета
Протокол №1 от 31.08.2022
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________/Блимготов А.И.
Приказ №77 от 31.08.2022
ПОЛОЖЕНИЕ
о преподавании курса
«Основы религиозных культур и
светскои этики»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной
деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее
Положение) регламентирует порядок организации преподавания курса «Основ религиозной
культуры и светской этики», систему контроля и оценки планируемых результатов.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами РФ «Об
образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе
совести и религиозных объединениях», письма Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22.08.2012 №08-250 «Об обучении основам религиозных культур
и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
1.3. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту ОРКСЭ) является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
1.4. Учебный курс ОРКСЭ является обязательным для изучения и представлен
следующими модулями:
основы православной культуры;
основы исламской культуры;
основы буддийской культуры;
основы иудейской культуры;
основы мировых религиозных культур;
основы светской этики.
Модули ОРКСЭ согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,
требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых
обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в рамках учебного курса, а
также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного
предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
2. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
2.1. Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего школьника мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
2.2. Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
2.3. Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:
2
Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому
себе в рамках ценностного подхода.
Основной методологический принцип реализации курса – культурологический
подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В
контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как
духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ
жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение
и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше
понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.
Решение задач социализации, усиления социальной функции образования –
постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно
адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.
3. Организационные условия реализации курса «Основы
религиозных культур и светской этики»
3.1. Организация преподавания курса ОРКСЭ включает подготовительный этап,
основной целью которого является работа с обучающимися и их родителями (законными
представителями).
3.2. Информирование родителей (законных представителей) об особенностях курса
ОРКСЭ может осуществляться в форме родительских собраний, консультаций, круглых
столов, индивидуальных встреч.
3.3. На собраниях в 4 четверти текущего учебного года обучающихся 3 класса и их
родителей (законных представителей) знакомят с целями и задачами курса ОРКСЭ, его месте
в формировании духовных и культурных ценностей, с содержанием уроков, формами и
методами работы, особенностями каждого модуля с целью выбора родителями и
обучающимися определенного модуля для изучения.
3.4. Результаты выбора фиксируются протоколом родительского собрания и
письменными заявлениями родителей (законных представителей).
3.5. Выбор модуля при изучении курса ОРКСЭ в классе определяется большинством
заявлений родителей (законных представителей).
3.6. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой
квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
3.7. В рамках изучения курса ОРКСЭ может осуществляться сотрудничество ОУ с
традиционными религиозными конфессиями, которое оформляется соглашением о
сотрудничестве.
4. Формы и методы обучения в курсе «Основы религиозных
культур и светской этики»
4.1. Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы
формирования ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе;
понимания культуры как духовного и материального богатства народов мира, нашей страны,
как образа жизни людей разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания
толерантного, уважительного отношения к окружающим и через них понимание самого себя; социальной позиции педагога; учета возрастных
особенностей обучающихся.
4.2. Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме
беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, игры.
3
4.3. Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОРКСЭ
является экскурсионно-образовательная деятельность. При организации требуются:
письменное согласие родителей (законных представителей), согласие представителей
религиозных организаций. Издается приказ по образовательному учреждению,
закрепляющий ответственность педагога за жизнь, безопасность и здоровье детей при
осуществлении экскурсионных маршрутов. Экскурсия проводится по заранее
разработанному и утвержденному плану.
4.4. Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном
учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных
организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может
демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой
необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и
традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при
согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при
соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при
обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных
обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении
религии (пункт 5 статья 3Федерального закона «О свободе совести и о религиозных
объединениях»).
4.5. Приоритетной формой работы собучающимися в курсе ОРКСЭ является
коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с
требованиями к проектированию младшего школьника.
5. Контроль и оценка результатов реализации курса «Основы
религиозных культур и светской этики»
5.1. Прохождение материала по курсу «Основы религиозных культур и светской
этики» фиксируется в журнале успеваемости обучающихся.
5.2. Система оценивания результатов - безотметочная. Усвоение учебного материала
отражает факт участия обучающихся в коллективной или индивидуальной творческой работе
по итогам года. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей
цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная
объяснительная оценка.
5.3. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются
систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов.
Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачет-незачет»,
вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и членов семьи
к результатам деятельности.
5.4. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания,
восприятия, темп деятельности и др.).
5.5. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже
неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление
инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не
боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с
образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
5.6. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
5.7. По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать
рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.)
4
5.8. Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного
года.
5.9. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,
метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств:
5.9.1. Предметные результаты:
знание и принятие ценностей;
понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных
отношений;
осознание и принятие нравственности и духовности в жизни;
тесты;
составление словарей терминов и понятий;
защита проектов.
5.9.2. Метапредметные результаты:
творческие работы;
ролевые игры;
тесты;
тренинги.
5.9.3. Личностные качества:
карта наблюдений;
диагностика воспитанности качеств личности;
портфолио.
5.10. Оценка деятельности педагога в рамках курса «Основы религиозных культур и
светской этики» осуществляется администрацией школы при посещении уроков, где
анализируются соответствие занятия целям и задачам курса, создание условий для развития
учебной самостоятельности, коммуникативных навыков, умения работать с информацией,
эффективность использования форм и методов духовно-нравственного воспитания, учет
возрастных особенностей школьников, выполнение общественного заказа на содержание
курса.
5.11. Мотивация обучающихся к изучению курса ОРКСЭ обеспечивается через
создание эмоционально-насыщенной образовательной среды, форм морального поощрения
со стороны учителя, сверстников, родителей (похвала, вербальное поощрение, взаимооценка,
одобрение).
6. Права и обязанности родителей (законных представителей
обучающихся)
6.1. Родители (законные представители) и обучающиеся на основе образовательных,
культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей курса
ОРКСЭ. Решение родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ
закрепляется в письменном заявлении.
6.2. Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных
вопросов при изучении учебного курса ОРКСЭ обсуждать их с учителем или
администрацией школы в корректной форме. 6.3. Родители (законные представители)
обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и
самообразования ребенка. 6.4. Родители несут ответственность за обеспечение ребенка
необходимыми средствами обучения.
7. Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
5
7.1. Согласно ФЗ «Об образовании» ст. 90 программы, учебники и методические
пособия комплексного курса ОРКСЭ по основам православной, исламской, буддийской,
иудейской культуры, основам мировых религиозных культур и светской этики - должны
пройти экспертизу, быть согласованы с соответствующими религиозными организациями. В
школе используются программы, учебники, учебные пособия и методические материалы к
учебникам по ОРКСЭ, которые включены в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном
процессе.
7.2. Для эффективной организации и ведения курса ОРКСЭ могут использоваться
электронные образовательные ресурсы:
сайт ОРКСЭ www.orkce.org;
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур,
этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических
интернет-сайтах:
электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (содержит учебные
пособия по философии, культурологии, истории, произведения классиков):
государственный музей истории религии - www.gmir.ru (содержит материал по
истории религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей).
информация о религиозных организациях размещена на следующих интернетресурсах (информация о деятельности Православной церкви, календарные даты):
http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования
и катехизации РПЦ;
http://www.muslim.ru Совет муфтиев России (содержит информацию о
деятельности исламской мечети, календарных датах);
http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по
правам человека);
www.openclass.ru Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ.
6
Директору
МКОУ КГО «СШ кп. Домбай»
Блимготову А.И.
________________________________
________________________________,
(ф.и.о. законного представителя полностью)
ЗАЯВЛЕНИЕ.
Прошу организовать моему (моей) сыну (дочери)
______________________________________________________________________________
(ф.и.о. обучающегося)
ученику(це) 3 класса в 20___-20___ учебном году изучение в курсе «Основы религиозных
культур и светской этики» модуля (отметить один):
Название модуля
отметка
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы светской этики»
___________________________
Дата
________________________________
Подпись родителя (законного представителя)
7
ПРОТОКОЛ №____
родительского собрания в 3 классе
МКОУ КГО «СШ кп. Домбай»
_____________ 20___года
Тема: «Выбор модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ на 20__-20__ учебный
год».
Присутствовало: _________ человек
Слушали: _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Решили:
В результате письменного добровольного волеизъявления родителями (законными
представителями) обучающихся 3 класса сделан следующий выбор модулей комплексного
учебного курса ОРКСЭ:
Название модуля
Кол-во человек
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы светской этики»
Постановили:
По количеству заявлений выбрать для изучения в комплексном учебном курсе ОРКСЭ
модуль __________________________________________________________
Классный руководитель:_____________________________________
Председатель родительского комитета: __________________________
8