положение_о внутришкольном контроле

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАЧАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА КУРОРТНОГО ПОСЕЛКА ДОМБАЙ»
(МБОУ КГО «СШ кп. Домбай»)

ПРИНЯТО
на заседании Педсовета
Протокол №1 от 31.08.2022

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________/Блимготов А.И.
Приказ №77 от 31.08.2022

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, основной образовательной
программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ КГО
«СШ кп. Домбай» (далее – ОУ).
1.2. Внутришкольный контроль – главный источник информации и диагностики состояния
образовательного процесса основных результатов деятельности образовательного ОУ. Под
внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы
наблюдений, обследований, осуществленных в порядке руководства и контроля в пределах
своей компетенции за соблюдением работниками ОУ законодательных и иных нормативноправовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.
Внутришкольный контроль сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам
контроля.
1.3. Положение о внутришкольном контроле принимается педагогическим советом, имеющим
право вносить в него свои изменения и дополнения.
1.4. Целью внутришкольного контроля является:
 - совершенствование уровня деятельности ОУ;
 - повышение мастерства учителей;
 - улучшения качества образования в ОУ.
1.5. Задачи внутришкольного контроля:
 осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
 выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных
правовых актов и принятие мер по их пресечению;
 анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
 анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических
работников;
 инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в
образовании норм и правил;
 изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и
положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на
этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение
педагогического опыта;
 анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе;
 оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.6. Функции внутришкольного контроля:
 информационно-аналитическая;
 контрольно-диагностическая;
 коррективно-регулятивная.
1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе
 осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по
вопросам:
 соблюдения законодательства РФ в области образования;
 осуществления государственной политики в области образования;
 использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по
назначению;
 использования методического обеспечения в образовательном процессе;
 реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
 соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
 соблюдения Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
ОУ;
 соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего
контроля успеваемости;

2

своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных
льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, законодательством КЧР и правовыми актами органов местного
самоуправления;
 работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений
в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников ОУ;
 другим вопросам в рамках компетенции директора школы.
1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:
 качество учебно-воспитательного процесса на уроке;
 выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала,
проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
 уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;
 степень самостоятельности учащихся;
 владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
 качество учебно-воспитательного процесса на уроке;
 дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
 совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой
деятельности;
 создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного
эмоционального микроклимата;
 умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы,
информации, иллюстраций и др., материала, направленного на усвоение учащимися
системы знаний);
 способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю
результатов педагогической деятельности;
 умение скорректировать свою деятельность;
 умение обобщать свой опыт;
 умение составлять и реализовывать план своего развития.
1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:
 анкетирование;
 тестирование;
 социальный опрос;
 мониторинг;
 наблюдение;
 изучение документации
 анализ к самоанализу уроков;
 беседа о деятельности учащихся;
 результаты учебной деятельности обучающихся.
1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:
 наблюдение;
 устный опрос;
 письменный опрос;
 письменная проверка знаний (контрольная работа);
 комбинированная проверка;
 беседа, анкетирование; тестирование;
 проверка документации.
1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или
оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.
Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает
нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического
коллектива в начале учебного года.


3

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях
установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных
ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет,
обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для
эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной
деятельности, состояние здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных
моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика
педагогического мастерства и т.д.).
Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется
директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки
успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся.
1.12. Виды ВШК:
 предварительный – предварительное знакомство;
 текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
 итоговый – изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие,
учебный год.
1.13. Формы внутришкольного контроля:
 персональный;
 тематический;
 классно-обобщающий;
 комплексный.
1.14. Правила внутришкольного контроля:
 ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебновоспитательной работе, другие специалисты;
1.15. Результаты внутришкольного контроля:
 оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного
контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы,
установленной в школе.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости,
предложения. Информация о результатах доводится до работников школы.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом
реального положения дел:
 проводятся заседания педагогического совета, рабочие совещания с педагогическим
составом;
 сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно
номенклатуры дел школы;
 результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации
педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной
группы.
1.16. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие
решения:
 об издании соответствующего приказа;
 об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным
органом;
 о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
 о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
 о поощрении работников;
 иные решения в пределах своей компетенции.

4

1.17. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей,
а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в
установленном порядке и в установленные сроки.

2. Личностно-профессиональный контроль
2.1. Личностно-профессиональный контроль изучение и анализ педагогической деятельности
отдельного учителя.
2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:
 уровень знаний учителем современных достижений психологической и педагогической
науки, профессиональное мастерство учителя;
 уровень овладения учителем технологией развивающего обучения, наиболее
эффективными формами, методами и приемами обучения;
 результаты работы учителя и пути их достижения;
 повышение профессиональной квалификации через различные формы деятельности.
2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:
 знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями,
рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем
на учебный год, и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами,
классными журналами, папкой класса, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами
родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами
учителя;
 изучать практическую деятельность педагогических работников школы через
посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов,
секций;
 проводить экспертизу педагогической деятельности;
 проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом на основе
полученной информации;
 организовывать социологические, психологические, педагогические исследования:
анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
 делать выводы и принимать управленческие решения.
2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:
 знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
 знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
 своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляются аналитические
записки.

3. Тематический контроль
3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности ОУ.
3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации,
дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровень
сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности
и др.
3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по
конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии развивающего
обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемноориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями
развития образования в городе, регионе, стране.
3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями,
формами и методами контроля.
3.6. В ходе тематического контроля

5

могут проводиться тематические исследования (анкетирование, тестирование)
психологической, социологической, медицинской службами школы (если таковые
имеются);
 осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя,
классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, посещение
уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и
классной документации.
3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на
заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях.
3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на
совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня
воспитанности и развития учащихся.
3.10. Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены одним
документом.


4. Классно-обобщающий контроль
4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе .
4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии
образовательного процесса в том или ином классе.
4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе:
 деятельность всех учителей;
 включение учащихся в познавательную деятельность;
 привитие интереса к знаниям;
 стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании,
самоопределении;
 сотрудничество учителя и учащихся;
 социально-психологический климат в классном коллективе.
4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам
проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
4.5. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в
соответствии с выявленными проблемами.
4.6. Члены педколлектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами
классно-обобщающего контроля предварительно.
4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания
при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

5. Комплексный контроль
5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии
дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по конкретному вопросу.
5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов
администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей
школы, под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной
группы администрация может привлекать лучших учителей других школ, инспекторов и
методистов
Управления
образования.
5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки,
распределить
обязанности
между
собой.
5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы
обобщения
итогов
комплексной
проверки.
5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения
комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее
начала.

6

5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой
директором школы издается приказ (контроль над исполнением которого возлагается на одного
из членов администрации) и проводится педсовет, совещание при директоре или его
заместителях.
5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

6. Заключительные положения.
6.1. Настоящее Положение принимается на педагогическом совете, утверждается и вводится в
действие приказом директора школы.
6.2. Настоящее Положение действительно до принятия нового Положения.
6.3. После принятия новой редакции настоящего Положения предыдущая редакция утрачивает
силу.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87879) 5-83-76

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».