МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАЧАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА КУРОРТНОГО ПОСЕЛКА ДОМБАЙ»
(МБОУ КГО «СШ кп. Домбай»)
ПРИНЯТО
на заседании Педсовета
Протокол №1 от 31.08.2022
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________/Блимготов А.И.
Приказ №77 от 31.08.2022
ПОЛОЖЕНИЕ
о ведении классного журнала
2
Положение
о ведении классного журнала
1. Общие положения
На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32, п.3.2) образовательное
учреждение несет ответственность за «реализацию не в полном объеме образовательных
программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество
образования своих выпускников». К компетенции образовательного учреждения относится
«осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся образовательного учреждения…» (ст. 32,п.2.16).
1. Классный журнал, а также журналы индивидуальных занятий, элективных курсов,
журналы кружков, творческих объединений, внеурочной деятельности (далее журналы)
являются государственным нормативно-финансовым документом, ведение которых
обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным
правилам.
Журналы относятся к учебно-педагогической документации общеобразовательного
учреждения. Ответственность за хранение журналов, контроль за правильностью их ведения
возлагается на директора школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе.
2. Ведение классных журналов регламентируется следующими нормативноправовыми документами (все указанные приказы и письма не отменены и являются
действующими):
Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974 № 167 «Об утверждении
инструкции ведении школьной документации». В данном приказе дается
характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и
классным руководителем, рекомендации по контролю за заполнением со стороны
администрации ОУ. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на
форзаце журнала.
Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом
обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»,
согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках
внутришкольного контроля отслеживать выполнение программы (теоретической и
практической части).
Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997 г. № 2682 «О нарушениях при подготовке и
проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В
нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными
руководителями при заполнении классного журнала.
Приказ Министерства Просвещения СССР от 08.12.1986 г. № 241 «Об утверждении и
введении в действие положения об организации работы по охране труда в
учреждениях Министерства Просвещения СССР». Этот приказ регламентирует
проведение инструктажа на уроках по предметам учебного плана (физика, химия,
биология, физическая культура, технология, информатика) и способы фиксации его в
классном журнале.
Методические рекомендации по работе с документами в образовательных
учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от
20.12.2000г. № 03-51/64).
Государственный стандарт РФ. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. (ГОСТ Р 6.30 – 2003)
Инструкция о выдаче документов государственного образца о соответствующем
уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об
обучении в ОУ) от 25.05.2000 г. № 1509,
3
Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем,
среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной
(коррекционной)
общеобразовательной
школы
VIII
вида,
специального
(коррекционного) класса общеобразовательного учреждения (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № 295).
3. Классный журнал отражает:
- все стороны учебной деятельности обучающихся;
- выполнение программы учителями по каждому предмету учебного плана;
- учебную нагрузку каждого учителя согласно тарификации.
4. Классный журнал обязательно включается в номенклатуру дел учреждения,
рассчитан на один учебный год и ведется по форме, утвержденной Министерством
образования и науки РФ.
5. В школе используются классные журналы для 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11
классов. Журналы параллельных классов нумеруются литерами (5 «а» класс).
6. К ведению классного журнала допускаются только педагогические работники,
проводящие уроки в данном классе, а также административные работники.
7. Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом.
8. В классном журнале подлежит фиксации только то количество уроков, которое
соответствует учебному плану и подлежит оплате.
9. Классный руководитель и учителя-предметники несут ответственность за
состояние, ведение и сохранность журнала.
10. Невыполнение данного Положения может быть основанием для наложения
руководителем образовательной организации дисциплинарного взыскания на учителя и
лицо, ответственное за осуществление контроля его ведения.
2. Основные задачи
1. Установление единых требований по ведению классного журнала.
2. Фиксирование и регламентация этапов и уровня фактического усвоения учебных
программ.
3. Фиксирование фактически проработанного времени.
3. Требования к ведению классного журнала.
1. При заполнении журнала должны быть соблюдены следующие требования:
все записи по всем учебным предметам ведутся на русском языке
(государственном языке РФ);
все записи в журнал вносятся исключительно шариковой ручкой синей
пастой, использование гелиевых ручек и ручек на масляной основе, корректирующей пасты
или других закрашивающих средств не допускается;
записи делаются чётко, аккуратно;
не допускаются подчистки, исправления корректором;
запрещается ставить точки, пометки в виде «+» и «-», так как таких оценочных
знаков не существует. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только
следующие символы: 2, 3, 4, 5, н.
не допускаются записи простым карандашом;
запрещается выделение четвертных, годовых, итоговых оценок (чертой, другим
цветом и т.п.);
запрещается выставлять отметки задним числом.
2. Классный журнал хранится в архиве общеобразовательного учреждения 5 лет.
После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными
успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.
4
4. Обязанности классного руководителя по ведению классного журнала
1. Классный руководитель заполняет в классном журнале:
титульный лист. На титульном листе журнала прописывается номер класса,
наименование школы (согласно Уставу), учебный год. Журналы параллельных
классов нумеруются литерами, например, 5а класс, 7б класс, 9в класс и т.д.;
оглавление (наименование предметов пишутся с заглавной буквы в
соответствии с их названиями в учебном плане, указываются страницы);
списки обучающихся на всех страницах (фамилия, имя – полностью);
фамилию, имя, отчество учителя-предметника (полностью без сокращения,
например Иванова Наталья Петровна);
наименования предметов (с заглавной буквы), возможны следующие
допустимые сокращения и аббревиатура:
o Информатика и ИКТ - Информатика;
o Физическая культура - Физкультура;
o Мировая художественная культура - МХК;
o Изобразительное искусство - ИЗО;
o Основы безопасности жизнедеятельности – ОБЖ;
o для иностранных языков в оглавлении журнала допускается делать
записи с уточнением в скобках какой именно: «Иностранный язык
(английский)» и далее «Иностранный язык (немецкий)»;
общие сведения об обучающихся (заполняются строго по личным делам в
соответствии Федеральным законом №152-ФЗ "О персональных данных" и
школьным Положением о работе с персональными данными);
сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися (только
количественный показатель без дополнительных пояснений);
сводную ведомость учета посещаемости;
сводную ведомость учета успеваемости обучающихся;
сведения о занятости в кружках (секциях, клубах), факультативах (по
школьным журналам дополнительного образования, по результатам
собеседований или анкетирования учащихся);
2.
Листок здоровья заполняется совместно с медицинским работником (классным
руководителем – в алфавитном порядке фамилия, имя учащегося полностью, год рождения;
медицинским работником – остальные графы на основании медицинского
заключения/карты).
3.
Классный руководитель ежедневно отмечает количество уроков, пропущенных
обучающимся, подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым
обучающимся за четверть (полугодие).
4.
Все медицинские справки и объяснения родителей по поводу отсутствия на
занятиях учащихся по тем или иным причинам хранятся в течение года в большом конверте,
вклеенном в начале журнала.
5.
В случаях обучения обучающихся в больнице, лечебно-профилактических
учреждениях и оздоровительных общеобразовательных учреждениях санаторного типа для
детей, нуждающихся в длительном лечении, классный руководитель вкладывает в журнал
справку с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из этой ведомости в
классный журнал не переносятся, но учитываются при аттестации за четверть.
6.
В случае невозможности посещения занятий в ОУ учащимся (длительная
болезнь, ОВЗ) с ним проводятся индивидуальные занятия на дому согласно
индивидуальному учебному плану, в этом случае данные о промежуточной и итоговой
аттестации учащегося заносятся в специальный журнал, а затем четвертные и годовые
отметки переносятся в классный журнал. В сводной ведомости учета успеваемости учащихся
делается запись «Обучение на дому. Приказ № ____ от ________».
5
7.
Классный руководитель переносит с предметных страниц в сводную ведомость
учета успеваемости обучающихся отметки за четверть (полугодие), год, экзаменационные и
итоговые отметки.
8.
В конце учебного года оформляет последние страницы журнала с итоговыми
отметками, внося запись о решении педсовета по итогам учебного года («переведен в
следующий класс», «допущен к итоговой аттестации», «выдан аттестат…» и т.д.), указав
число и номер протокола педсовета. Так, в графе «Решение педагогического совета»
классный руководитель записывает в 1-8-х и 10-х классах «Переведен(а) в… класс. Протокол
№… от… мая 20… г.». Эта запись должна стоять в каждой ячейке (у каждого ученика); в 9-х
и 11-х классах «Допущен(а) к итоговой аттестации. Протокол №… от… мая 20… г.
Окончил(а) 9 (11) кл. Протокол №… от… июня 20… г.» Эта запись должна стоять в каждой
строчке (у каждого ученика).
9.
Классный руководитель своевременно фиксирует изменения в списочном
составе учащихся в классном журнале (выбытие, прибытие и т.п.) после издания
соответствующего приказа по общеобразовательному учреждению. Фамилия, имя
прибывшего обучающегося вносится в списочный состав класса под следующим
(очередным) порядковым номером на все соответствующие страницы журнала, а затем на
следующих страницах фамилия и имя прибывшего вписывается уже без отметки о прибытии.
На странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «Прибыл
10.11.2018, приказ № ___ от ____». Ведомость с результатами текущей успеваемости вновь
прибывшего ученика вклеивается в конце журнала, отметки из нее в классный журнал не
переносятся, но учитываются при выставлении оценок за четверть (полугодие), год. В случае
выбытия обучающегося: – напротив его фамилии на страницах журнала пишется слово
«выбыл»; – на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись
о выбытии с указанием даты, места выбытия и номера приказа, например, «Выбыл 05.10.2018
в ________, приказ № ___ от 05.10.2018».
10.
В конце учебного года после того, как учителя-предметники отчитались по
итогам года, классный руководитель сдает классный журнал на проверку заместителю
директора по УВР.
11.
Классный руководитель несет ответственность за состояние журнала своего
класса, следит за систематичностью и правильностью ведения журнала учителями –
предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность
выставления четвертных, полугодовых и итоговых оценок.
5. Обязанности учителя-предметника по ведению классного журнала
1.
Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся,
отмечать их посещаемость, записывать даты и темы учебных занятий, задание на дом. За
контрольную работу оценка выставляется каждому ученику. Итоговые оценки за каждое
учебное полугодие или четверть выставляются учителем после записи даты последнего
урока по данному предмету в полугодии (четверти) без пропуска клетки. Не допускается
выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). В сводную ведомость их
переносят только классные руководители.
2.
Все записи по всем учебным предметам (включая уроки по иностранному
языку) должны вестись на русском языке с обязательным указанием не только тем уроков, но
и тем практических, лабораторных, контрольных работ, экскурсий, уроков с использованием
информационных технологий и видеоуроков. (Например, практическая работа
"Размещение топливных баз", контрольный диктант по теме "Имя существительное",
"Весна", лабораторная работа №1 "Определение доброкачественности пищи" и т.п.).
3.
Количество часов по каждой теме должно соответствовать утверждённому
календарно-тематическому планированию и программе учебного предмета.
4.
На левой стороне журнала учитель проставляет сверху в соответствующей
графе месяц (прописью), а ниже – число (дату) проведения занятия арабскими цифрами. Дата
6
проводимого урока должна быть записана арабскими цифрами соответственно и на правой
стороне развернутой страницы журнала (например: 07.09. или 22.11).
5.
При проведении сдвоенных уроков запись даты и темы урока делается дважды.
6.
Учитель обязан своевременно вести запись уроков по факту их проведения.
Недопустимо производить запись уроков заранее, либо не записывать проведенные уроки.
7.
Учитель, оценивая знания учащихся, выставляет отметки на левой стороне
развернутой страницы журнала в соответствующей графе (клетке).
8.
В одной клетке выставляется только одна отметка. Выставление в одной клетке
двух отметок допускается на уроках русского языка (диктант с грамматическим заданием) и
за творческие работы по литературе (классные и домашние сочинения, изложения и др.).
Отметки выставляются в графе, соответствующей записи урока.
9.
В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из
следующих символов – «2», «3», «4», «5», «н». Выставление в журнале точек, отметок со
знаком «минус», записи карандашом не допускаются.
10.
В случае отсутствия обучающегося на уроке учитель в соответствующей
клетке ставит символ «н». Обучающиеся, имеющие медицинскую справку об освобождении
от физических нагрузок, не отмечаются символом «н» на уроках физической культуры и не
делается запись «освобожден». Ученик на основании медицинской справки освобождается
только от практической части и обязан присутствовать на уроке. Учитель обязан оценивать
теоретические знания ученика.
11.
Педагог-предметник обязан планировать опрос обучающихся и фиксировать
отметки в журнале на каждом уроке. В случае оценивания знаний обучающегося «2» (двумя
баллами), учитель обязан опросить его в 2-3х-дневный срок и зафиксировать отметку в
журнале.
12.
Учитель обязан своевременно выставлять отметки в графе того дня (числа)
когда проведен урок или письменная работа. Запрещается выставление отметок «задним
числом». Отметки за письменные работы выставляются в сроки, предусмотренные нормами
проверки письменных работ.
13.
В случае проведения тематического учета знаний (контрольная работа, зачет,
сочинение, практическая или лабораторная работа и др.) отметки выставляются у всех
обучающихся в графе того дня, когда проводилась промежуточная аттестация обучающихся.
В случае проведения промежуточной письменной работы, рассчитанной не на весь урок, в
целях получения обратной связи об уровне усвоения изучаемого материала, учитель может
не выставлять в журнал неудовлетворительные отметки.
14.
Выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после
длительного отсутствия обучающегося (3-х и более уроков отсутствия), после каникул, не
рекомендуется, так как сдерживает развитие успехов обучающихся в их учебнопознавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебному
предмету.
15.
На правой стороне развернутой страницы журнала учитель записывает темы
уроков в соответствии с формулировкой по рабочей программе (календарно-тематическому
планированию). Например: «01.09. Прямая и луч. 04.09. Луч и угол. 24.09. Контрольная
работа №1 «Начальные геометрические сведения». При записи темы «Повторение»
обязательно указывается конкретная тема (например: «Повторение. Десятичные дроби»). Не
допускаются записи вида: «Контрольная работа №1», «Решение задач», «А.С. Грибоедов
«Горе от ума» и т.п. Правильная запись: «Контрольный диктант №2 «Сложное
предложение» или «А.С. Грибоедов «Горе от ума»: история создания, композиция, система
образов комедии».
16.
О форме письменной работы обязательно должна быть сделана в журнале (на
правой стороне) соответствующая запись с обязательной пометкой темы, по которой
проводилась данная работа. Самостоятельная или тестовая проверочная работа,
рассчитанная учителем не на весь урок, также фиксируется на правой стороне журнала после
7
записи темы урока. Например: «10.11. Иррациональные уравнения. Самостоятельная
работа.», «12.12. Производная. Тест». Запрещается на странице выставления отметок внизу
списка класса делать записи типа «контрольная работа», «самостоятельная работа», и
т.п., а также подсчитывать общее количество отметок.
17.
При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается
число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также
записываются столько раз, сколько длилась экскурсия, темы записываются построчно.
18.
В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы,
номера задач и упражнений с отражением специфики домашней работы, например:
«Повторить…»; «Составить план к тексту _», «Составить (или) заполнить таблицу »,
«Выучить наизусть _», «Ответить на вопросы _», «Домашнее сочинение _», «Реферат _»,
«Сделать рисунок _» и другие. В случае, если на уроке не задается домашнее задание,
допускается отсутствие записи в соответствующей графе.
19.
Объем домашнего задания должен соответствовать нормам, определенным в
п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 для данной возрастной группы (объем домашних заданий (по
всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не
превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах - 2 ч, в 6-8
классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч).
20.
Записи в графах «Что пройдено на уроке», «Домашнее задание» и т.д. не
должны выходить за пределы этих граф, при необходимости можно записывать в две
строчки в отведенной для этого одной горизонтальной графе. При нехватке места
допускаются сокращения по правилам русской орфографии.
21.
В случае болезни учителя учитель, замещающий коллегу, заполняет классный
журнал обычным порядком (подпись и другие сведения записываются в журнале замещения
уроков).
22.
Инструктаж по технике безопасности на уроках физики, химии, физической
культуры, трудовому обучению, информатика и ИКТ и др. обязательно отмечается в графе
«Что пройдено на уроке».
23.
Итоговые отметки за каждую четверть (полугодие) выставляются учителем
после записи даты последнего урока по данному предмету без пропуска клетки и
отчеркивания вертикальной линией. Текущие отметки следующей четверти (полугодия)
выставляются в следующей клетке после четвертных (полугодовых) отметок. Годовая
отметка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом отметок за
последнюю четверть (полугодие).
24.
В случае сдачи экзамена при завершении обучения конкретного предмета
отметка за экзамен выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом
годовой отметки.
25.
Итоговые отметки по предметам, завершающимся сдачей экзамена,
выставляются в столбец, следующий непосредственно за столбцом отметки за экзамен.
26.
Для объективной аттестации учащихся за четверть (полугодие) необходимо
наличие не менее трех отметок (при 2-часовой недельной нагрузке) и более 4 (при учебной
нагрузке 3 и более часов в неделю) с обязательным учетом качества знаний обучающихся по
письменным контрольным, проверочным, лабораторным, практическим работам.
27.
За четверть (полугодие) ученик может быть не аттестован в случае пропуска
учащимся более 70% учебного времени (и отсутствия трёх текущих отметок по этой
причине).
28.
При выставлении четвертных, годовых, итоговых отметок в классных
журналах, итоговых отметок в книгах учета и записи выданных аттестатов не аттестованным
по предмету (по уважительной или неуважительной причине) ставится «н/а» в
соответствующей графе.
8
29.
Оценки за каждую четверть выставляются в следующей графе после записи
последнего урока по данному предмету. Допускается выставлять итоговые (четвертные)
отметки на новой странице.
30.
Пересмотр и исправление отметок за четверть (полугодие), год не допускается.
31.
В случае ошибочного выставления отметки исправления делаются следующим
образом: неправильная отметка зачеркивается одной чертой, рядом ставится верная отметка,
внизу страницы делается запись: «У обучающегося (фамилия, имя) за___четверть
(полугодие) исправлено 3(удовлетворительно) на 4(хорошо)», ставится подпись учителя и
печать учреждения.
32.
Если проводятся занятия на дому, в классном журнале на левой развернутой
странице листа, в отметочной строке напротив фамилии учащегося, осваивающего
общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «образование
на дому, приказ от ___№ ___». Учителя-предметники, ведущие обучение на дому,
выставляют отметки (текущие и итоговые) только в специальном индивидуальном журнале
обучения на дому. Эти же учителя в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года)
выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель
переносит в сводную ведомость учета успеваемости учащихся. В журнал класса, в котором
есть обучающиеся на дому, вкладывается копия приказа. Записи в журнале индивидуального
обучения на дому в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписываются
родителями (законными представителями) ученика. Журнал индивидуального обучения на
дому хранится в архиве учреждения 5 лет.
33.
Элективные курсы целесообразно записывать в отдельном журнале Список
обучающихся группы (из разных школ, разных классов) заполняется учителем на основании
нормативного документа общеобразовательного учреждения (приказа). Заполнение страниц,
отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к
ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на
элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения
учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о
системе оценивания учебных курсов по выбору может принять образовательное учреждение
на основании решения педагогического совета. Оценка может выставляться в форме
«зачтено» или «не зачтено», а также по балльной шкале: «5», «4», «3». Отрицательные
отметки нецелесообразны. Если учебный курс составляет менее 34 часов, в соответствии с
нормативными документами возможно оценивание только в системе «зачтено – не зачтено».
Курс может считаться зачтённым (или оценен отметкой), если ученик:
а).
посетил не менее 70% занятий по этому курсу;
б).
выполнил какую-либо зачётную работу: проект, исследование, реферат.
34.
В журнале фиксируются посещаемость и учебные достижения учащихся в
зависимости от критериев оценивания результатов учебных достижений учащихся,
определенных в программе авторского учебного курса.
35.
В конце учебного года на правой развернутой странице в графе «Что пройдено
на уроке» учителю рекомендуется сделать запись о прохождении программы:
Фактически …
, по плану
… .
Программа пройдена или Программа выполнена на ____%. Подпись учителя.
36.
Категорически запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки
обучающимся.
6. Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам
Начальная школа
1. В 1-м классе в период обучения грамоте и чтению запись учебного предмета в
журнале должна быть соответствующей базовому учебному плану: «Русский язык» и
«Литературное чтение».
9
2. Уроки внеклассного чтения или литературного слушания являются составной
частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносятся. Отдельная оценка за
внеклассное чтение и литературное слушание не ставится.
3. Домашнее задание дается обучающимся с учётом возможностей их выполнения в
следующих пределах:
в 1-м классе (со II полугодия) – до 1 часа;
во 2-м классе – до 1,5 часов;
в 3-4-м классах – до 2 часов.
Обращаем внимание, что в Письме Минобразования России от 25.09.2000 г. №202/1113 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» сказано,
что «в 1-м классе домашние задания не задаются». В данном случае необходимо
руководствоваться СанПиНом 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. Таким образом, задания на дом
обязательны лишь со 2-го класса.
4. По физической культуре в графе «Что пройдено на уроке» фиксируются тема
согласно календарно-тематическому планированию, основная методическая задача по
разделу программного материала, указывается одна из народных, подвижных, спортивных
игр.
5. При проведении трёхразовых занятий физической культурой в неделю в графе
«Что пройдено на уроке» каждый третий урок записывается согласно календарнотематическому планированию с учётом прохождения программного материала следующим
образом: Урок-игра…, Соревнование….
6. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило,
осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам 4 раза в год:
за I, II, III, учебные четверти и в конце года.
По
предметам
«Физическая
культура»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство»
домашнее задание является обязательным и записывается в классном журнале согласно
календарно-тематическому
планированию.
Например:
«Составить
комплекс
общеразвивающих упражнений», «Повторить тему «Низкий старт»».
Русский язык
1. Выставление в одной клетке двух отметок допускается на уроках русского языка и
литературы.
2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р.»
3. Изложение и сочинение по развитию речи записывается следующим образом:
Если работа над изложением // сочинением велась два урока, то запись необходимо
оформить так:
11.10. Р/р. Подготовка к классному сочинению-размышлению.
11.10. Р/р. Написание сочинения-размышления.
21.01. Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «…..».
22.01. Р/р. Изложение с элементами сочинения по теме «…».
4. Обязательно указывается тема контрольного диктанта. Например: Контрольный
диктант по теме «Имя существительное».
Литература
1. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р.», по
внеклассному чтению – «Вн. чт.».
2. Сочинения следует записывать так:
05.10. Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов серебряного века.
05.10. Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов серебряного века.
3. Отметки за творческие работы выставляются дробью: первая – за содержание,
вторая – за грамотность.
10
4. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда
проводилась работа.
5. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день,
когда было дано задание написать домашнее сочинение. В графе «Домашнее задание»
делается соответствующая запись.
Математика
1. В связи с введением итоговой аттестации в 9 классе по математике в новой форме, а
также единого государственного экзамена по математике в 11 классе, необходимо в каждом
классе (с 5 по 11 кл.) по стержневым линиям курса математики проводить контроль знаний и
умений учащихся в любой форме: традиционная самостоятельная работа или тест (время
проведения 5-20 минут). Оценки за самостоятельные работы, тесты, если они не
запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.
2. Если самостоятельная работа или тест рассчитаны по плану учителя не на весь
урок, то запись в журнале должна быть следующая:
Пример 1: Иррациональные уравнения. Самостоятельная работа.
Пример 2: Производная. Тест.
История и обществознание
В 9 классах в целях подготовки обучающихся к государственной (итоговой)
аттестации необходимо вносить в журнал запись о проведении на уроках различных форм
контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Время проведения указанных форм
контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться выборочно. Пример: Реформы
60-70-х годов XIX века. Тест.
Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология
1.
На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе сделать запись в
журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике
безопасности. Инструктаж по технике безопасности проводится также перед каждой
лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в
графе «Что пройдено на уроке». Например: Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1
«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».
2.
В случае, если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки
учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то
оценки выставляются каждому ученику.
3. Если в начальной школе изучается модуль «Практика работы на компьютере», то
журнал заполняется на странице предмета «Технология»; если же младшие школьники
изучают «Информатику и ИКТ» как самостоятельные предмет, то журнал заполняется на
странице предмета «Информатика и ИКТ».
География
По предмету «география» имеют место только практические работы, зачётные работы
и проверочные тесты. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения
географии, выполнение которых способствует формированию географических умений.
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения
планируемых результатов, что обязательно отражается в календарно-тематическом
планировании. Пример записи практической работы: Практическая работа № 5
«Построение графика температуры и облачности». Практические работы могут
оцениваться как выборочно, так и фронтально.
Иностранный язык
1. Все записи по иностранному языку ведутся на русском языке. В графе «Что
пройдено» помимо темы урока обязательно надо указать одну из основных задач урока.
Например: «Ознакомление с определенным артиклем».
11
2. В классном журнале необходимо отражать сведения о периодическом
(почетвертном) контроле на уровне речевых умений (говорение, чтение, восприятие на слух,
письмо), который осуществляется согласно представленной таблице:
Уровень изучения
Базовый
Классы
Количество контрольных работ
(периодический контроль)
3–9
не менее 1 раза в четверть по 4 видам речевой деятельности
(говорение, чтение, восприятие на слух, письмо).
Контроль каждого вида речевой деятельности проводится на отдельном уроке. Оценка
по каждому виду речевой деятельности выставляется отдельно. Длительность проведения
периодического контроля – до 20 минут по одному из видов речевой деятельности. На
контроль говорения отводится отдельный урок. По письменным работам оценки
проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа. О форме письменной
работы должна быть в журнале справа соответствующая запись с обязательной пометкой
вида речевой деятельности, по которой проводилась данная работа. Не допускаются записи
типа: Контрольная работа № 1. Правильная запись: Контроль навыков чтения.
3. Итоговая отметка за четверть не может быть простым среднеарифметическим
вычислением на основе отметок текущего контроля. Надо помнить, что ведущим видом
речевой деятельности является говорение, а в старших классах и письмо.
Физическая культура
1. Новая тема (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и т.д.) начинается с
записи инструктажа по технике безопасности в графе «Что пройдено на уроке» (Например:
«Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Обучение метанию теннисного мяча»).
2. В графе «Что пройдено на уроке» указывается методическая задача урока согласно
календарно-тематическому планированию и указывается одна из народных, подвижных,
спортивных игр. (Например: «Обучение низкому старту. Народная игра «Салки»»,
«Повторение техники стартового разгона. Народная игра «Два мороза»», «Сдача
контрольного норматива – бег 30 м. Подвижная игра «Третий лишний»» и т.д.). Не
допускаются следующие записи: «Прыжок через козла», «Бег 30 м».
3. В графе «Домашнее задание» записывается домашнее задание согласно календарнотематическому планированию.
4. Программой по физической культуре предусмотрено блочное изучение материала.
В связи с этим в журнале записываются вначале темы одного блока, затем другого.
Например: в 5 классе в I четверти вначале записываются все 12 уроков по легкой атлетике,
затем 15 занятий спортивных игр.
5. Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые
слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения,
домашнее задание и т.д.).
6. Итоговая оценка успеваемости за четверть (триместр, полугодие), год выводится с
учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание
уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими
задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успеваемость школьника
по всей программе данного класса.
7. Пример заполнения классного журнала по физической культуре:
Число и
месяц
15.02.
17.02.
Что пройдено на уроке
Домашнее задание
Волейбол. Совершенствование техники подач мяча.
Варианты подач мяча. Учебная игра в волейбол.
Совершенствование техники нападающего удара.
Учебная игра в волейбол.
Прыжки со скакалкой за
30 сек.
Прыжки
вверх
из
полуприседа.
12
7. Обязанности администрации общеобразовательного учреждения по
работе с классным журналом
1.
Директор общеобразовательного учреждения и его заместители обеспечивают
хранение, движение классных журналов в школе и систематически осуществляют контроль
правильности их ведения в целях обеспечения оптимального качества управления
образовательным процессом, функционирования его организационных структур,
мониторинга учебно-воспитательного процесса.
2.
Заместитель директора в начале года проводит инструктаж учителей, классных
руководителей, медицинских работников по основным требованиям, предъявляемым к
ведению классного журнала; дает указания учителям о четком распределении страниц
классного журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости
обучающихся на учебный год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном
плане на каждый предмет:
1 час в неделю – 2 страницы,
2 часа в неделю – 4 страницы,
3 часа в неделю – 5 страниц,
4 часа в неделю – 7 страниц,
5 часов в неделю – 8 страниц,
6 часов в неделю – 9 страниц.
Учитель письменно в книге инструктажей подтверждает, что с инструкцией по
ведению журнала ознакомлен (подпись, расшифровка подписи, дата).
3.
Контроль правильности ведения записей в журналах (объективности
выставления отметок, выполнения теоретической и практической части программ,
индивидуальной работы с учащимися) осуществляет заместитель директора по УВР в
соответствии с графиком ВШК.
4.
Контроль администрацией ведения классных журналов осуществляется не
реже 1 раза в четверть по следующей схеме:
заполнение на 10 сентября включает в себя оформление титульного листа,
оглавления; наличие списков учащихся на страницах по всем предметам, в
сводной ведомости учета успеваемости, на листе сведений о количестве
пропущенных уроков; общие сведения об учащихся, их занятости, на листке
здоровья;
ежемесячно журнал проверяется на предмет правильности и своевременной
записи тем уроков по учебным предметам, плотности и объективности опроса,
дозировки домашнего задания; особое внимание уделяется учащимся«отличникам», учащимся-«неуспевающим»;
посещаемость;
своевременность, правильность и полнота записей в журнале, соблюдение
единого орфографического режима.
в конце каждой учебной четверти классный журнал проверяется на предмет
прохождения программы, фактического усвоения программы; объективности
выставленных четвертных отметок; наличие контрольных и текущих
проверочных работ; правильности записи замены уроков; проведение уроковэкскурсий, лабораторных работ и т.п.
5.
Кроме указанных выше обязательных проверок классного журнала могут быть
целевые проверки, проводимые финансовыми органами, инспекторами отдела образования.
6.
Директор общеобразовательного учреждения и его заместители по итогам
проверки заполняют журналы на странице «Замечания по ведению классного журнала»:
указывается дата проверки, выявленные замечания. По итогам повторной проверки в
соответствующей графе делается отметка об устранении обнаруженных ранее замечаний.
Все записи на странице «Замечания по ведению классного журнала» подкрепляются
подписью проверяющего. Если были исправлены отметки, то в конце журнала делается
13
запись: “Исправлено отметок на странице ____ (указать) ___ (указать количество)”.
Подпись заместителя директора и печать учреждения. При этом учитель-предметник (или
классный руководитель) предоставляет директору письменное объяснение об исправленных
отметках, которое вклеивается в журнал.
7.
Классный руководитель обязан в 3х-дневный срок ознакомить под роспись
учителей с замечаниями и предложениями, сроками их исправления.
8.
В конце учебного года после того, как учителя-предметники отчитались по
итогам года, классный руководитель сдает классный журнал на проверку заместителю
директора по УВР. После проверки журнала заместитель директора производит запись:
«Журнал проверен и принят для сдачи в архив. Дата, подпись», и передает журнал в архив.
8. Действия классного руководителя при пропаже журнала
1. При обнаружении пропажи журнала классный руководитель немедленно должен
сообщить об исчезновении заместителю директора по УВР.
2. Классный руководитель проводит расследование по факту пропажи журнала, о чем
составляется соответствующий акт, собираются объяснительные от всех учителей,
работающих в данном классе.
3. По истечении 10 дней со дня пропажи журнала классный руководитель сообщает
зам. директора о своих действиях и их результатах, что фиксируется в приказе по школе.
9. Порядок освещения факта утраты (полной или частичной) в
документации
1. В случае частичной порчи журнала составляется акт обследования степени утраты
конкретных сведений в документе и выносится решение по данному факту.
2. В случае невосполнимости сведений найденного журнала комиссия составляет
соответствующий акт списания данного журнала и принимает решение о перенесении
сохранившихся сведений в новый журнал установленного образца, утраченные сведения
восстанавливаются по практическим, контрольным работам и другим имеющимся в
распоряжении учителя документам.
3. В случае полной утраты журнала отметки подлежат восстановлению по
имеющимся в распоряжении учителей документам.