МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАЧАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА КУРОРТНОГО ПОСЕЛКА ДОМБАЙ»
(МБОУ КГО «СШ кп. Домбай»)
ПРИНЯТО
на заседании Педсовета
Протокол №1 от 31.08.2022
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________/Блимготов А.И.
Приказ №77 от 31.08.2022
ПОЛОЖЕНИЕ
о библиотеке
1. Общие положения
Библиотека является структурным подразделением МБОУ КГО «СШ кп. Домбай» (далее
- школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
Деятельность библиотеки (далее - школьная библиотека) отражается в уставе школы.
Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования
Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации,
уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования
школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
а)
обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее
- пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях:
бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные
сети) и иных носителях;
б)
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в)
формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г)
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
9. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет фонд
информационными ресурсами сети Интернет; осуществляет размещение,
организацию и сохранность документов;
б)
создает информационную продукцию:
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; организует и
ведет
справочно-библиографический
аппарат:
каталоги
(алфавитный,
2
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог;
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в)
осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию
навыков самообучения;
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г)
осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д)
осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий
для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел
учебников.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
3
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей
или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
телекоммуникационной
и
копировально-множительной
техникой
и
необходимыми программными продуктами; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и
оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.
Режим работы школьной библиотеки определяется в соответствии с правилами
внутреннего распорядка школы.
В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе
с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с детской библиотекой.
5. Управление. Штаты
Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом школы.
Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы.
Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом школы.
Заведующий библиотекой назначается директором школы, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного
учреждения.
Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием.
Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
а)
положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б)
структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе
объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с использованием
«Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление
Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
г)
планово-отчетную документацию;
д)
технологическую документацию.
Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется
уставом школы.
Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником
библиотеки только на добровольной основе.
Трудовые отношения работников школьной библиотеки и школы регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
4
6. Права и обязанности библиотеки
Работники школьной библиотеки имеют право:
а)
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной
библиотеке;
б)
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в)
рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г)
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
д)
определять в соответствии с правилами- пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или
попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
е)
иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск (не более 12
дней) в соответствии с локальными нормативными актами;
ж)
быть представленными к различным формам поощрения;
з)
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
Работники библиотек обязаны:
а)
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б)
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в)
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г)
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
е)
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж)
обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з)
отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и)
повышать квалификацию.
Меры по защите библиотечного фонда от материалов, признанных экстремистскими
В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии
экстремистской
деятельности»
противодействие
экстремистской
деятельности осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на
предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее
устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности,
для обеспечения безопасности образовательного процесса, в части возможного допущения к
материалам, признанным экстремистскими, широкому кругу читателей, соблюдения
конституционного право граждан на образование, предусмотренное ст. 43 Конституции России,
поскольку в силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:
1. В кабинете библиотеки школы запрещается хранение, распространение
экстремисткой литературы;
5
2. Руководство школьной библиотекой осуществляет контроль за актуальностью
официального списка экстремистских материалов, который автоматически
обновляется с сайта Министерства Юстиции РФ.
3. Библиотекарем проводятся регулярные сверки библиотечного фонда и поступающей
литературы с федеральным списком экстремистских материалов не менее трех раз в
учебном году.
4. Также руководством библиотеки осуществляется контроль доступа к электронным
ресурсам, имеющим подозрительный и нежелательный контент.
Таким образом, создаются безопасные условия обучения, воспитания обучающихся,
присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными
нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
организации.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
Пользователи библиотеки имеют право:
а)
получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б)
пользоваться справочно-библиографичеcким аппаратом библиотеки;
в)
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г)
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
д)
продлевать срок пользования документами;
е)
получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж)
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з)
получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при использовании электронным и иным оборудованием;
и)
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а)
соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б)
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц,
не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в)
поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г)
пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д)
убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты
в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е)
расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—2 классов);
ж)
возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з)
заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
школьной библиотекой;
и)
полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения
или работы в школе.
6
Порядок пользования школьной библиотекой:
а)
запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному
составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке,
родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б)
перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
в)
документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г)
читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
Порядок пользования абонементом:
а)
пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более
трех документов одновременно;
б)
максимальные сроки пользования документами:
—
учебники, учебные пособия — учебный год;
—
научно-популярная, познавательная, художественная литература— 10 дней;
—
периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а)
работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б)
разрешается работа за одним персональным компьютером более двух человек
одновременно;
в)
пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации
после предварительного тестирования его библиотекарем;
г)
работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
7